Во многом это похоже и на мою работу (а как иначе? я все-таки часть этого рынка...)
Источник статьи: http://www.wordesign.com/resume/what_is_technical_communication.htm
(я не старалась сделать точный перевод - пыталась донести основную суть; так что не ругайте за вольное изложение... где это требовалось, я добавила свои комментарии, приближающие текст к нашим реалиям)
В чем заключается работа технического коммуникатора?
Технический коммуникатор (писатель, редактор, иллюстратор, веб-дизайнер, UX-специалист, тренер и т.п.) - специалист, создающий или улучшающий информационные продукты. Он:
- исследует техническое решение, дабы определить параметры информационного продукта;
- использует различные площадки (бумажные и электронные СМИ, сайты, интерфейс продукта), чтобы донести до пользователя техническую информацию о том, как использовать продукт, как его установить и настроить и т.п.
- собирает информацию (используя интервью специалистов отрасли, официальные документы, маркетинговые материалы и даже собственные эксперименты с описываемым решением);
- объясняет характер работы решения (концепции, процедуры и т.п.) - т.е. описывает работу специалиста языком, понятным неспециалисту;
- получает обратную связь от экспертов по разным вопросам;
- пересматривает информационный продукт при необходимости;
- обеспечивает производство информационного продукта (публикацию / верстку...);
- предоставляет результаты своей работы в отдел, который занимается комплектованием решения.
(здесь, конечно, работа технического коммуникатора описана именно с точки зрения рабочего процесса технического писателя... но, в принципе, в редакции журнала все то же самое... единственное, что форма предоставления результатов отличается)...
Надо отметить, что в статье здесь и далее под "специалистами" подразумеваются инженеры, программисты и специалисты по маркетингу; под "неспециалистами" - менеджеры и пользователи проекта.
Относительно российских реалий здесь все не совсем верно. У нас, к сожалению, менеджеры по маркетингу часто относятся к категории "неспециалистов" (попробуйте ка спросить у рекламщика принцип работы продаваемого им станка!)...
Каковы компетенции технического коммуникатора?
По мнению STC (http://www.stc.org/), навыки должны относиться к трем основным сферам:
- технические знания в некоторой области программного обеспечения, оборудования или процессов;
- коммуникационные навыки (уметь писать, анализировать, управлять собственными проектами и временем, расставлять приоритеты, брать интервью, выуживать крупицы полезной информации из документов, налаживать контакты)
- навыки работы с компьютером (общая грамотность, офисные приложения, инструменты создания графики и диаграмм и т.п.). Сюда также следует отнести некие специализированные инструменты. Хотя на Западе есть продукты, считающиеся "стандартными" для выполнения той или иной задачи, у нас этот набор совсем иной (причем, зачастую отличается у разных заказчиков).
Какие существуют специальности в рамках "технических коммуникаций"?
Как правило, под техническим коммуникатором подразумевается писатель или журналист, но также в эту группу входят дизайнеры (интерфейсники) и создатели мультимедиа (например, обучающих видео-роликов).
Полный список специальностей включает в себя:
- дизайнер пользовательского интерфейса;
- специалист по юзабилити-тестированию;
- технический редактор;
- тренер (в смысле специализированных курсов);
- веб-мастер;
- технический переводчик;
- технический журналист и многие другие.
В отличие от маркетинга и продаж, цель технических коммуникаций - не убеждение, а информирование.
В отличие от самой технической области, цель технической коммуникации - помочь пользователю применить существующий продукт, а не строить новые принципы работы самого продукта. Поэтому, хотя технические коммуникаторы создают определенный информационный продукт, о них следует думать, как о поставщиках услуг, которые увеличивают стоимость продукции, упрощая процесс ее использования. Часто технический коммуникатор выступает в роли "личного адвоката" пользователя во время разработки решения в рамках инженерного отдела.
Хорошо поставленная работа технического коммуникатора снижает расходы на поддержку продукта (не обязательно за счет документации... здесь играет роль и дизайн пользовательского интерфейса).
Плюсы работы технического коммуникатора
- непрерывное и бесконечное обучение
- решение сложных задач
- независимость и относительная свобода в сочетании с частыми контактами с другими специалистами
- "инженерный" уровень заработной платы (а также футболки и бесплатные напитки ;) - это, надо отметить, верно и у нас)
- материальный продукт собственного труда;
- возможность удаленной работы или гибкого графика (зависит от организации);
- относительная легкость карьерного пути
- многолетний опыт рассматривается, как несомненный плюс (в среде разработчиков часто предпочитают молодежь, по крайней мере за рубежом... у нас престарелым программистам тоже не просто найти работу, но ситуация несколько проще, т.к. ВУЗы выпускают совершенно не подготовленных к рабочим отношениям людей)
- мир не требует от вас совершенства (просто делайте лучшее, на что способны в данных обстоятельствах).
Какие личностные качества помогают в работе?
- активное любопытство: умение задавать вопросы и слушать ответы;
- умение быстро впитывать новые понятия и термины;
- умение запоминать и переваривать информацию так, чтобы коллегам не пришлось объяснять что-то дважды;
- гибкость и способность управлять несколькими проектами одновременно;
- интеллектуальная выносливость и способность выдерживать информационную перегрузку;
- способность оценивать технологии;
- способность писать о чем-то, пока вы еще изучаете эту тему (или когда технология активно изменяется);
- умение делать все, что в собственных силах, но, в то же время, вовремя обращаться за помощью;
- умение адаптироваться к тому инструменту передачи информации, который удобен эксперту, с которым налажена коммуникация (как с точки зрения режима, так и стиля);
- готовность копаться в документации;
- готовность работать сверхурочно;
- прагматизм: не ожидая совершенства от себя или других, делать лучшее, что можно, с учетом текущих приоритетов;
- умение работать в команде и достаточный уровень "напористости", чтобы получать необходимые для работы данные;
- готовность совершать ошибки и учиться на них;
- умение вести переговоры и контролировать свой график, в частности, говорить нет проектам, когда дополнительная нагрузка ставит под угрозу уже заключенные соглашения.
К сожалению, остальная часть статьи специфична для Западного рынка... там есть и ряд ссылок на программы сертификации для пишущих на английском... На русском такого пока нет, как, впрочем, и официального названия отрасли;))
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Для защиты от спама в блоге пришлось ввести практику модерации комментариев. Если ваше сообщение не будет содержать недопустимых ссылок или ненормативной лексики, оно появится здесь в ближайшее время.