Добро пожаловать!

Уже более 12 лет моя работа заключается в переработке и изложении сложной научной и технической информации для читателей, не обладающих специальным образованием. Это сложный, но крайне интересный спектр задач, заставляющих постоянно расширять собственный кругозор и искать новые пути контакта с аудиторией.
Буду рада поделиться с вами своими соображениями по этой теме.

Почему все маскируют свои ошибки?

Как люди, так и бизнес совершают ошибки. В этом нет ничего катастрофического: увы, никто не идеален.
Однако некая форма социального договора побуждает нас, как специалистов, а заодно компании, которые нас нанимают или что-то нам продают (да и вообще всех, кто как-то взаимодействует), врать, что они безгрешны, что работа у них - идеальна, в продукты - не содержат вообще никаких недостатков.
Честно говоря, такие "розовые тона" у меня всегда вызывают недоверие... Особенно в том, что касается продаж и взаимоотношений на рынке труда...

Попробую сформулировать пример на основе продажи сложного решения. Но, в принципе, все то же работает и при взаимодействии с потенциальными работодателями / работниками... да и в других сферах жизни...

Когда передо мной встает задача выбора какой-то сложной дорогой покупки, все начинается с некого подобия исследования рынка. Я смотрю, что предлагают на рынке. Определяю характеристики, которым должен соответствовать продукт конкретно на моей задаче. Выбираю несколько "кандидатов". Читаю по ним отзывы / обзоры (желательно разных источников). Пытаюсь "полапать", если это в моей власти (к примеру, съездить на тест-драйв, если речь о машине... хотя, в выборе машины кандидат по характеристикам у меня был ровно один... но не об том речь). Иногда нестыковки в отзывах возвращают меня на этап формулирования списка обязательных характеристик... иногда нет. Но, честно скажу, если продукт стоит дороже некого "морального порога" и решает узкую задачу, я редко отдаю свои деньги поставщику, о котором не нахожу ни одного отрицательного отзыва.
Почему? Да потому, что я не верю, что можно выпустить продукт, рассчитанный на определенную целевую аудиторию, и продать его только тем, кто относится к этой аудитории (т.е. не породить ни одного неудовлетворенного клиента), а заодно - с порога всех научить, как им пользоваться, запретить нарушать технику безопасности и т.п. Не бывает идеальных продуктов, продавцов и потребителей. А в реальном мире, как только набирается определенная "критическая масса" пользователей, среди них обязательно находится недовольный.

Иными словами, как потребитель, я заявляю, что продать мне некое сложное / нетипичное для меня / дорогое / новое решение можно, только показав обе его стороны, и положительную, и отрицательную (то же примерно происходит и на дешевых / старых / привычных решениях, но там я примерно представляю, чего ожидать, и без исследований рынка... плюс не столь высока цена ошибки, так что мне часто просто не хочется тратить на это свое время).

Как должна была бы выглядеть стратегия маркетинга, продающего мне что-то дорогое и сложное?
Как потребитель, я бы ожидала выпуска на рынок некого продукта, в котором убраны основные его косяки еще на этапе тестирования (повторюсь, я не верю в идеал)... также ожидала бы честного рассказа об остальных проблемах, которые предполагается решать в будущем.
Каким должен быть продающий это дело текст? Я ожидаю увидеть разумную статью, описывающую характеристики, достоинства и недостатки решения (планы по его развитию)... возможно, с рекомендациями по оптимальному использованию.
Как потребитель, я буду очень рада, еще на этапе выбора получив информацию о том, подходит продукт для решения именно моей задачи или не подходит. Это значительно повысит мое доверию поставщику, т.е. даже если я не выберу продукт сегодня, я вполне могу прийти к этому поставщику завтра, когда изменится задача или предлагаемый модельный ряд (в том числе, на смежных рынках). И, наоборот, отсутствие какой-либо информации (попытка завуалировать суть за словами "почти 100% аптайм" и т.п.) наведет на мысль об утаивании, т.е. породит недоверие. В лучшем случае я такой текст просто не дочитаю. А если дочитаю, то могу и негативные выводы сделать. И уж точно попытаюсь удовлетворить свой спрос у конкурентов.

Как все это выглядит на практике?
Совсем иначе. Технически-сложные и затратные решения продаются узкой целевой аудитории специалистов с помощью тех же методик, что используются, чтобы "вбанчить" блондинке красный автомобиль (т.е. используемых для неспециалистов на массовом рынке).
Что мы чаще всего видим в пресс-релизах, посвященных сложным продуктам (к примеру, бизнес-системам для предприятий и другому специализированному программному обеспечению; спец-технике; специфическим облачным сервисам и т.п.)? "Наше решение самое лучшее, потому что оно самое лучшее". Там всегда есть перечень "супер-новых уникальных функций", но никогда нет конкретики относительно аптайма сервиса (если речь об облаке), границах применимости устройства и т.п.

Я задавала вопрос бизнесменам, почему это происходит. Почему они, разумные думающие люди, предпочитают обращаться для написания релизов, описаний продуктов и других текстов, связанных с продажами, к копирайтерам, часто не способным понять суть явления, но зато много внимания обращающим на форму подачи рекламного сообщения. Типичный пример: HTML-разметку в рассылке пресс-релизов используют с особой тщательностью, но о точных характеристиках предложения обычно там не найти ни слова. Почему в итоге на свет появляются (и утверждаются) пресс-релизы, которые я, как и большинство специалистов из их целевой аудитории, просто не станет дочитывать из-за обилия "смазливых деталей", вместо сути? Почему бы не сказать открыто о том, что "мы не идеальны, ошибки случаются" и вместе с клиентами публично обсуждать возможности их решения, завоевывая доверие?

В ответ прозвучала мысль о том, что: "так делают конкуренты; мы не можем выглядеть хуже". Иными словами, в бизнес-среде у нас попросту процветает мода на "нереалистично-розовые" тона. И вот теперь мне, откровенно говоря, интересно... бизнес, который не последует этой моде и честно скажет о своих проблемах, выживет и завоюет свою аудиторию? Или погибнет, поскольку большинство заказчиков, в отличие от меня, также имеют склонности к "розовым единорогам"?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Для защиты от спама в блоге пришлось ввести практику модерации комментариев. Если ваше сообщение не будет содержать недопустимых ссылок или ненормативной лексики, оно появится здесь в ближайшее время.